Ору. Причем, теми словами, которые в обычной жизни у меня в неактивном вокабуляре. Всем пластом обсценной лексики.
Но все по порядку.
Когда дороги были плохими, а мы молодыми, поехали как-то в Конаково гулять. Было это где-то в середине 90-х.
Весело встретил нас этот городок — асфальта там в помине не было, а все ямы были засыпаны битым «бельем» — нераскрашенными тарелками. А при заводе тогда был огромный-преогромный музей. Много залов и экспонатов… мало было витрин, все было разложено и расставлено на столах, подиумах, так что ходить было страшно. Но страшно интересно. Все подробнейшим образом рассмотрели от самого начала — завода Ауэрбаха, потом — братьев Кузнецовых и до современности. Помню роскошный модерн — эти блюда, похожие на то, что мы сейчас встречаем у итальянцев — в виде овощей, листьев… А ведь и у нас это было еще буквально 100 лет назад! А агитационный фарфор, который в Конаково делали в огромном количестве?! Не оторваться, это целая эпоха!
А сейчас ехали с Селигера по платной дороге, смотрю — поворот на Конаково. Платка хороша — летишь по ней, не замечая времени, одним дыханием. Думаю, вот и надо слетать при случае в Конаково, освежить воспоминания. Небось сейчас-то музеище отгрохали! Керамика на подъеме, наверняка Конаково впереди планеты всей, а я не в курсе.
И случай вскоре подвернулся. Пока мчались, гуглю — но что-то с музеем не складывается. Два каких-то невнятных адреса, но то, или не то? Ладно, на месте разберемся.
Приезжаем. Асфальт, да, появился. А вот музея в городе нет и в помине. Завод фаянсовый закрыт и разваливается, а музей… Вот тут много, много слов можно сказать, и самое нейтральное будет… ПРОСРАЛИ! Представляете, коллекция Кузнецовского фарфора самого завода, где ВСЁ!!! Все виды продукции, которые выпускались при Ауэрбахе, при Кузнецовых, при советской власти, все формы, заготовки, которые на вес золота — все растащено, продано неизвестно кому… В краеведческом музее нам сказали, что какие-то крохи переданы в Тверь, а вот им ничего не досталось. То есть в городе, где больше ста лет работала фабрика, нет практически ничего. Выставлялся в местной библиотеке один коллекционер, но свернулся буквально недавно.
А еще есть некая галерея, где народ делает какую-то свою керамику «а-ля Конаково», где одна витринка с полуразбитыми шедеврами прошлых времен…
Я вот специально некоторые картинки парами выложила (смотреть все фото автора статьи по ссылке — прим. ред.). Первая будет из краеведческого музея, где чуть-чуть знаковых вещей все-таки осталось со времен СССР, а вторая — из современной галереи, единственной в городе, торгующей изделиями из глины. Ну, вы сами все увидите: посмотрите масленку с грецкими орехами, как раскрашена дореволюционная, а как — современная. И девушек в колосьях. Корзинки с грибами, насколько я поняла, — это последний вздох Конаковского фаянсового завода, раскрашенное «белье». Но там хоть клеймо есть, значит, сделано еще, когда он работал. Купила маленькую. Когда-то и у нас в доме такая была.
Ну, и полюбуйтесь на Конаковскую ГРЭС. Красавица на фоне «сложного» грозового неба, которая, похоже, не только дает электричество, но еще и портит Волгу: вода сильно цветет, а мертвая мелкая рыбешка валяется по всему пляжу.
Вот такая печальная поездка получилась. Если у вас остались чашки, тарелки, вазочки, на клейме которых зеленая веточка и написано «ЗиК», знайте: вы обладатель раритета. Завода конаковского больше нет, музея его продукции больше нет, все что есть сейчас — мягко говоря, критики не выдерживает. Все настоящее у этого города — в прошлом. Увы.
Да, еще посмотрите внимательно: на одном фото есть деталь от иконостаса, который был установлен в одном из храмов Конакова. Храм взорван вместе со всем содержимым. Но ведь те из вас, кто бывал в Голенково, узнал неповторимый кузнецовский стиль? Разговорились с музейщиками, оказалось, что они давно хотят съездить на Погост, посмотреть это уцелевшее чудо, но кто-то их напугал, что дороги туда нет. Разубедили их, дали координаты матушки Натальи. Думаю, хоть это у них сложится.
Но как-то плохо на душе. Как же так могло случиться, что огромное наследие мирового уровня исчезло бесследно? Власти-то местные куда смотрели? Это ж все равно, что Царь-пушку спереть из Кремля. Кузнецовский фарфор — это один из символов наших, предмет коллекционирования и вожделения многих коллекционеров по всему миру.
Да и завод жалко. У нас же в стране не осталось посудных фабрик массовых. Посмотрите, что в магазинах продается: Китай, в лучшем случае — Гомель. Мы что, себе уже тарелок сделать не можем?
Ору. Матом ору.
Ирина Красновская
Читать в оригинале
Источник фото — личная страница Ирины Красновской в ВК